Улыбающийся молодой человек с iPad и цветами в руках превратился в невеселого несогласного с «коктейлем Молотова».
После волны протестов оппозиция прорвала информационную блокаду со стороны государственных СМИ, однако образ оппозиционера в них по-прежнему сильно отличается от того, что дают более независимые издания.
Государственные издания так и не увидели, что на Чистые пруды, Триумфальную и Болотную площади вышел новый митингующий, свидетельствуют данные исследования компании «Медиалогия», проведенного по просьбе Vedomosti.ru.
В исследовании изучается, как российские СМИ освещали акции протеста против фальсификации выборов в Госдуму. Источники были разделены на две группы. В первую попали СМИ с независимой редакционной политикой: к ним были отнесены Forbes.ru, Gazeta.ru, Lenta.ru, Slon.ru, «Ведомости», «Дождь», «Коммерсант», «Коммерсант-Власть», «Коммерсант FM», «Огонек», «Эхо Москвы», сюда же попали две телевизионные программы — «Неделя с Марианной Максимовской» («РЕН ТВ») и «Центральное телевидение» (НТВ). Во вторую группу попали СМИ, контролируемые государством: Vesti.ru, «Вести 24», ИТАР-ТАСС, «Итоги», «Маяк», «Маяк-24», НТВ, Первый канал, «Радио России», «РИА Новости», «Российская газета», «Россия-1».
С 5 по 22 декабря в СМИ первой группы вышло 1259 сообщений о митингах в Москве. СМИ второй группы за тот же период сообщили об акциях в столице 793 раза.
Лексический анализ сообщений независимых СМИ зафиксировал появление принципиально новых слов, которые ранее не использовались при освещении акций оппозиции. «Бизнесмен», «сетевой хомячок», «средний класс», «улыбаться», «хипстер», iPad, iPhone — этих слов и оборотов не было, к примеру, при освещении акции, которая прошла 31 октября на Триумфальной площади. Однако уже в декабре журналистам стало сложно обходиться без этой лексики, поскольку на улицу вышли именно представители среднего класса: менеджеры, бизнесмены, инженеры, программисты. Вместе с собой они принесли «айфоны», «айпады» и прочие гаджеты, без которых не мыслят своей жизни. Митинговать вышло немало и молодых людей, в том числе студенты и представители различных субкультур (в частности, хипстеры).
Всю эту разношерстную публику сплотил и вывел на улицу интернет, а точнее, блоги и социальные сети, в которых они проводят по несколько часов в день, за что даже получили прозвище «сетевые хомячки». Однако эта пренебрежительная кличка зазвучала по-новому после выступления на митинге на Чистых прудах Алексея Навального. «Я — сетевой хомячок. И я перегрызу глотки этим скотам!» — заявлял тогда Навальный в адрес фальсификаторов результатов выборов. Среди вышедших на улицу после выборов были и те, кого в России принято называть интеллигенцией.
Лексический анализ сообщений независимых СМИ свидетельствует о том, что они заметили особенности новой публики. Иная картина получилась у государственных СМИ. Большинство из них обратило внимание на волну протестов только после того, как оппозиция попыталась провести 6 декабря несанкционированный митинг на Триумфальной площади.
Одной из первых зарождающейся волне посвятила сюжет «Россия-1». В нем особо подчеркивалось, что «в акциях принимали участие не только представители либерального крыла, но и националисты, а в интернете не трудно найти советы, как готовиться к дракам с полицией, что надеть, что взять с собой, как приготовить коктейль Молотова».
Так в новостях об акциях протеста появился артефакт, который на них не использовался. Масла в огонь подлил телеканал FoxNews, который за картинку с митинга на Триумфальной выдал видеозапись беспорядков в Греции, где «коктейль Молотова» действительно применялся. Оба телесюжета обсуждались и в либеральных СМИ, но всерьез о возможности использования зажигательной смеси в ходе столичных акций протеста говорили только СМИ второй группы.
Государственная пресса не заметила ни «сетевых хомячков», ни «айпадов» с «айфонами» у них в руках. В разы меньше СМИ этой группы писали о социальных сетях и блог-площадках. Практически незамеченными остались хипстеры. А улыбки на лицах вышедших на площади людей видели лишь журналисты ИТАР-ТАСС.
В три раза меньше упоминаний об интеллигенции (всего 9 раз) встречается в государственных СМИ. «Средний класс» и молодежь на площадях, по их версии, протестовали, однако протестующая публика детализирована хуже: определения «бизнесмен», «менеджер», «программист» применялись реже. Менее часто в изданиях второй группы упоминается и один из главных символов новой оппозиции — белая ленточка. Не оказалось в государственных изданиях и вытащенного на площади из интернета мема «Партия жуликов и воров». Зато гораздо чаще они использовали слово «несогласный», которое обычно относится к тем нескольким сотням человек, которые каждое 31 число пытаются выйти на Триумфальную площадь в защиту статьи конституции номер 31, определяющей право российских граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации».
Мы попытались в форме коллажа изобразить разницу между двумя митингующими. Надо сказать, что нам пришлось серьезно попотеть, чтобы визуализировать некоторые понятия. Чтобы наглядно показать принадлежность наших героев к среднему классу, миру бизнеса, менеджерам, хипстерам, интеллигенции и сетевым хомячкам, мы использовали образы, которые у нас обычно возникают при упоминании этих слов. Так в коллажах появились деловой костюм, портфель, очень интеллигентные очки и обаятельный хомячок. Размер различных аксессуаров также имеет значение: он варьируется в зависимости от частоты упоминаний этих слов в СМИ.
Частота упоминания некоторых ключевых слов в независимых и подконтрольных государству СМИ
Источник: «Медиалогия»
Владимир Моторин
Vedomosti.ru
После волны протестов оппозиция прорвала информационную блокаду со стороны государственных СМИ, однако образ оппозиционера в них по-прежнему сильно отличается от того, что дают более независимые издания.
Государственные издания так и не увидели, что на Чистые пруды, Триумфальную и Болотную площади вышел новый митингующий, свидетельствуют данные исследования компании «Медиалогия», проведенного по просьбе Vedomosti.ru.
В исследовании изучается, как российские СМИ освещали акции протеста против фальсификации выборов в Госдуму. Источники были разделены на две группы. В первую попали СМИ с независимой редакционной политикой: к ним были отнесены Forbes.ru, Gazeta.ru, Lenta.ru, Slon.ru, «Ведомости», «Дождь», «Коммерсант», «Коммерсант-Власть», «Коммерсант FM», «Огонек», «Эхо Москвы», сюда же попали две телевизионные программы — «Неделя с Марианной Максимовской» («РЕН ТВ») и «Центральное телевидение» (НТВ). Во вторую группу попали СМИ, контролируемые государством: Vesti.ru, «Вести 24», ИТАР-ТАСС, «Итоги», «Маяк», «Маяк-24», НТВ, Первый канал, «Радио России», «РИА Новости», «Российская газета», «Россия-1».
С 5 по 22 декабря в СМИ первой группы вышло 1259 сообщений о митингах в Москве. СМИ второй группы за тот же период сообщили об акциях в столице 793 раза.
Лексический анализ сообщений независимых СМИ зафиксировал появление принципиально новых слов, которые ранее не использовались при освещении акций оппозиции. «Бизнесмен», «сетевой хомячок», «средний класс», «улыбаться», «хипстер», iPad, iPhone — этих слов и оборотов не было, к примеру, при освещении акции, которая прошла 31 октября на Триумфальной площади. Однако уже в декабре журналистам стало сложно обходиться без этой лексики, поскольку на улицу вышли именно представители среднего класса: менеджеры, бизнесмены, инженеры, программисты. Вместе с собой они принесли «айфоны», «айпады» и прочие гаджеты, без которых не мыслят своей жизни. Митинговать вышло немало и молодых людей, в том числе студенты и представители различных субкультур (в частности, хипстеры).
Всю эту разношерстную публику сплотил и вывел на улицу интернет, а точнее, блоги и социальные сети, в которых они проводят по несколько часов в день, за что даже получили прозвище «сетевые хомячки». Однако эта пренебрежительная кличка зазвучала по-новому после выступления на митинге на Чистых прудах Алексея Навального. «Я — сетевой хомячок. И я перегрызу глотки этим скотам!» — заявлял тогда Навальный в адрес фальсификаторов результатов выборов. Среди вышедших на улицу после выборов были и те, кого в России принято называть интеллигенцией.
Лексический анализ сообщений независимых СМИ свидетельствует о том, что они заметили особенности новой публики. Иная картина получилась у государственных СМИ. Большинство из них обратило внимание на волну протестов только после того, как оппозиция попыталась провести 6 декабря несанкционированный митинг на Триумфальной площади.
Одной из первых зарождающейся волне посвятила сюжет «Россия-1». В нем особо подчеркивалось, что «в акциях принимали участие не только представители либерального крыла, но и националисты, а в интернете не трудно найти советы, как готовиться к дракам с полицией, что надеть, что взять с собой, как приготовить коктейль Молотова».
Так в новостях об акциях протеста появился артефакт, который на них не использовался. Масла в огонь подлил телеканал FoxNews, который за картинку с митинга на Триумфальной выдал видеозапись беспорядков в Греции, где «коктейль Молотова» действительно применялся. Оба телесюжета обсуждались и в либеральных СМИ, но всерьез о возможности использования зажигательной смеси в ходе столичных акций протеста говорили только СМИ второй группы.
Государственная пресса не заметила ни «сетевых хомячков», ни «айпадов» с «айфонами» у них в руках. В разы меньше СМИ этой группы писали о социальных сетях и блог-площадках. Практически незамеченными остались хипстеры. А улыбки на лицах вышедших на площади людей видели лишь журналисты ИТАР-ТАСС.
В три раза меньше упоминаний об интеллигенции (всего 9 раз) встречается в государственных СМИ. «Средний класс» и молодежь на площадях, по их версии, протестовали, однако протестующая публика детализирована хуже: определения «бизнесмен», «менеджер», «программист» применялись реже. Менее часто в изданиях второй группы упоминается и один из главных символов новой оппозиции — белая ленточка. Не оказалось в государственных изданиях и вытащенного на площади из интернета мема «Партия жуликов и воров». Зато гораздо чаще они использовали слово «несогласный», которое обычно относится к тем нескольким сотням человек, которые каждое 31 число пытаются выйти на Триумфальную площадь в защиту статьи конституции номер 31, определяющей право российских граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации».
Мы попытались в форме коллажа изобразить разницу между двумя митингующими. Надо сказать, что нам пришлось серьезно попотеть, чтобы визуализировать некоторые понятия. Чтобы наглядно показать принадлежность наших героев к среднему классу, миру бизнеса, менеджерам, хипстерам, интеллигенции и сетевым хомячкам, мы использовали образы, которые у нас обычно возникают при упоминании этих слов. Так в коллажах появились деловой костюм, портфель, очень интеллигентные очки и обаятельный хомячок. Размер различных аксессуаров также имеет значение: он варьируется в зависимости от частоты упоминаний этих слов в СМИ.
Частота упоминания некоторых ключевых слов в независимых и подконтрольных государству СМИ
Ключевое слово | Независимые СМИ | Государственные СМИ |
Twitter / Твиттер | 178 | 51 |
Facebook / Фейсбук | 380 | 84 |
Livejournal / Живой журнал | 89 | 29 |
сетевой хомячок | 18 | |
молодежь | 122 | 87 |
студент | 109 | 52 |
бизнесмен | 60 | 36 |
владелец | 53 | 19 |
менеджер | 30 | 11 |
хипстер | 15 | 4 |
средний класс | 56 | 29 |
интеллигенция | 31 | 9 |
Партия жуликов и воров / ПЖИВ | 54 | 1 |
цветы | 56 | 31 |
белая лента | 44 | 14 |
Айфон / iPhone | 18 | 1 |
Айпад / iPad | 13 | 2 |
улыбаться | 25 | 3 |
несогласный | 114 | 141 |
коктейль Молотова | 6 | 5 |
Владимир Моторин
Vedomosti.ru
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий