В начале ноября был дан старт предвыборной агитации в СМИ. В чем
различие между информированием избирателей и публикацией агитационных
материалов? Что ждет редакции, которые так и не уяснили, где пролегает
этот барьер? Лениздат.Ру собрал коллекцию самых распространенных
вопросов (FAQ) об участии СМИ в грядущих думских и президентских
выборах. На них ответил директор Коллегии Юристов СМИ Федор Кравченко.
Что подпадает под понятие предвыборной агитации?
- Предвыборная агитация (п. 4 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности, указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с рассмотренными выше требованиями закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В отношении этих действий СМИ указано, что прямые призывы к голосованию за или против кандидатов признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а иные из перечисленных действий – в случае, если эти действия совершены с агитационной целью неоднократно.
Какие исключения бывают из этих правил?
- Вместе с тем чаще всего на практике не признаются агитационными журналистские материалы:
Интервью с гражданами, являющимися кандидатами (без обозначения статуса кандидата) по вопросам их профессиональной деятельности; интервью с вновь баллотирующимися депутатами по вопросам депутатской деятельности. Однако если это интервью носит характер отчета о проделанной работе, то может последовать обвинение такого депутата в использовании преимуществ должностного положения; авторские материалы – обзоры о выдвинутых кандидатах по тому или иному округу или по тем или иным выборам об избирательных объединениях (в одной публикации или серии публикаций в нескольких выпусках СМИ).
В чем различие между агитацией и информированием граждан о выборах?
- Опасаясь санкций, руководители СМИ вводят в своих изданиях внутреннюю цензуру и писать о политике становиться просто невозможно. Это не совсем верный путь. Посмотрите определение агитации и проанализируйте, насколько материал под него подпадает. Однако даже если редакция нарушила правило и призвала голосовать за федеральный список кандидатов или против него, это не является основанием для привлечения к ответственности. Это возможно лишь в случае, если будет доказано, что эти действия совершены редакцией с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, список, партию или против него (них). Кроме того, чаще всего лишь систематическое злоупотребление станет основанием для претензии.
Какие СМИ могут предоставлять место для публикации предвыборной агитации за плату?
- Редакция периодического печатного издания, желающая предоставлять место для публикации предвыборной агитации за плату, обязана в течение 30 дней со дня опубликования указа президента о назначении выборов опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты печатной площади в рублях. В избирательную комиссию должны быть представлены расценки на предвыборную агитацию и уведомление о готовности предоставить политическим партиям печатную площадь. Редакциям общероссийских СМИ документ нужно было направить в центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Редакциям региональных и муниципальных СМИ – в соответствующую избирательную комиссию субъекта РФ. Отметим, что это требование не распространяется на СМИ, учрежденные избирательными объединениями). Срок регистрации СМИ истек в конце сентября.
Какие ограничения на СМИ накладывает избирательная кампания?
- Во время избирательной кампании средствам массовой информации нельзя призывать голосовать за или против кандидатов, указывать, за какого кандидата будет голосовать избиратель. В частности, никто в эфире (статье) не должен предполагать, за кого будет голосовать он сам или кто-то другой. Исключение составляет распространение результатов социологических опросов. В частности, до 28 ноября разрешено публиковать результаты опроса общественного мнения, но строго при условии указании точной формулировки вопроса.
Также при обнародовании результатов опросов общественного мнения необходимо указывать:
1)точную формулировку вопроса;
2)лиц, заказавших проведение опроса и оплативших указанную публикацию.
3)организацию, проводившую опрос;
4)время проведения опроса;
5)метод сбора информации;
6)регион, где проводился опрос;
7)число опрошенных;
8)статистическую оценку возможной погрешности.
К опросам общественного мнения приравниваются иные исследования, связанные с выборами, включая размещение их результатов на интернет-сайте. Отсутствие любого из этих пунктов – основание для штрафа. Оспорить его в суде тоже едва ли удастся. При этом в качестве организации, которая проводит опрос, может быть указана редакция – нарушения в этом не будет. Если опрос проводится на сайте, в пункте «регион» можно указать «Российская Федерация». Как бы странно такая формулировка ни звучала, лучше использовать ее, чем получить штраф.
У телевизионщиков избирательная комиссия может запросить данные о проведенном опросе, итоги которого были озвучены в эфире. И если в предоставленном опросе и озвученной информации есть расхождения, это может стать основанием для штрафа. С 29 ноября результаты опросов предоставлять запрещено.
Какие сведения в отношении кандидатов могут стать нарушений в предвыборный период?
- Средствам массовой информации запрещено описывать последствия избрания кандидата и возможные последствия его дальнейшего «нахождения у власти». Также запрещено распространение какой-либо информации о внеслужебной деятельности, в том числе пристрастиях, семье, хобби, благотворительности кандидата.
Для СМИ небезопасно формировать положительное или отрицательное отношение избирателей к кандидату. В том числе в материале не должны фигурировать сведения о кандидате с положительными комментариями о его деятельности и негативными комментариями политики и реформ, проводимых в стране.
Есть ли ограничения в использовании изображения кандидатов в предвыборный период?
- Партия, выдвинувшая кандидата может совершенно безбоязненно использовать изображение кандидата из его агитационных материалов, из агитматериалов партии, изображение супругов, детей кандидата или же снимки, где кандидат снят на фоне толпы – в случае, если определить, кто находится рядом с ним, невозможно. В большинстве же случаев для использования в агитации изображения граждан, партии необходимо получить разрешение, в котором человек соглашается предоставить свое изображение. И передать этот документ СМИ, которое, в свою очередь, обязано по требованию избиркомов предоставить копию данного разрешения.
Какие ограничения на освещение политической тематики накладывает то, что СМИ не предоставило избиркому опубликованные расценки?
- Понятно, что такое СМИ не имеет права заниматься агитацией. Однако никаких особых ограничений на право СМИ информировать избирателей отсутствие регистрации не накладывает. Но надо отметить, что избиркомы гораздо более строго контролируют СМИ, которые не опубликовали расценки.
Что, если агитация содержится в комментариях пользователей под материалами?
- Посетители портала могут выразить призыв голосовать за того или иного кандидата или партию. Чтобы подстраховаться, лучше разместить в форме для отправки комментариев фразу «при размещении комментариев посетители портала гарантирует редакции соблюдение законов Российской Федерации, обязуются не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц». В целом, суды благосклонно относятся к подобной формулировке. А если при возникновении претензий, редакция сможет указать лицо, отправившее сообщение, то ответственность в этом случае на СМИ, скорее всего, возлагаться не будет.
Как редакции извлечь дополнительный доход от публикации агитационных материалов?
- Если редакция печатных СМИ хочет зарабатывать на вкладках и листовках, распространяемых вместе с газетой, то она должна четко разделять публикацию в самой газете и распространение листовок вместе с газетой. Листовки, распространяемые вместе с газетой, не должны иметь периодичности и постоянного названия, при этом их дизайн может быть похожим на дизайн газеты. Образцы листовок до их распространения нужно представить в избирком. Лучше, чтобы договор об изготовлении листовок и их распространении заключала не редакция, а другое юридическое лицо
Какая ответственность ждет СМИ за нарушение правил информационного обеспечения выборов?
- В отношении СМИ применяется несколько видов санкций. В частности, штрафы за нарушения в сфере информационного обеспечения выборов предусмотрены кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Наиболее распространенные из них – подпункты 5, 10, 12, и 13 статьи 5 КоАП.
– За нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов (Ст. 5.5 КоАП) – от 30 до 100 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 1 до 5 тысяч рублей (для должностных лиц)
– За проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах (Ст. 5.10 КоАП) – от 20 до 100 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 2 до 5 тысяч рублей (для должностных лиц)
– За изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (Ст. 5.12 КоАП) – от 50 до 100 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 2 до 3 тысяч рублей (для должностных лиц).
– За непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (Ст. 5.13 КоАП) – от 10 до 30 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 2 до 3 тысячи рублей (для должностных лиц).
Надо отметить, что в отношении СМИ может быть применен принцип множественности штрафов по КоАП, штрафовать за нарушения можно по отдельности. При таком подходе общая сумма штрафа может составить более миллиона.
Однако нарушение законодательства в ходе выборов грозит СМИ не только административной ответственностью, но и уголовной. Как известно, в Уголовном кодексе есть статья 141 “Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий”. Как говорит закон об обеспечении основных гарантий, право на проведение предварительной агитации – одно из избирательных прав граждан. Едва ли кого-то посадят по результатам освещения избирательной компании, однако исключать его из перечня потенциальных рисков не стоит.
Кроме того, у Роскомнадзора есть полномочия при неоднократном нарушении приостанавливать деятельность СМИ, что чревато огромными убытками для владельцев СМИ. В этом смысле первые симптомы от ведомства стоит обсуждать с юристами, чтобы не допустить применения этих санкций.
Не стоит исключать и судебные иски. В ряде случаев у кандидатов есть возможность преследовать СМИ в гражданско-правовом порядке, подавая иски о защите чести и достоинства, деловой репутации как юридических, так и физических должностных лиц. Как правило, это иски о взыскании убытков – например, СМИ не исполнило договор с кандидатом – и ему пришлось опубликовать предвыборную агитацию в другом СМИ, понеся убытки. В таком случае кандидат имеет возможность подать иск с требованием компенсировать разницу в цене.
Каков порядок опровержения в период выборов?
- В период избирательной кампании СМИ обязаны предоставлять кандидатам возможности для опровержения в полуавтоматическом режиме. Фактически обычные требования на период избирательной компании ужесточаются. В каком плане? Во-первых, ужесточается понятие того, что считается основанием для публикации опровержения. Если вне избирательной кампании мы опровергаем лишь сведения, которые являются порочащими и не соответствуют действительности, то в период предвыборной гонки кандидат может потребовать опровержения даже соответствующих действительности сведений, если они могут нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации героя. И СМИ при этом должны предоставить кандидату возможность для опровержения, право на ответ. Стоит отметить, что СМИ освобождается от ответственности, если порочащая информация содержатся в агитационных материалах другого кандидата.
Что делать, если кандидат заявил требование об опровержении?
- В первую очередь, необходимо понять, чем подтверждается факт обращения кандидата в редакцию с требованием об опровержении. Очень часто по этим вопросам разбирательство ведут пресс-секретари, помощники, но не сами кандидаты. Если же заявление поступило от самого кандидата, но в устной форме, то СМИ может не реагировать на него или реагировать так, как сочтет нужным. Юридически значимым является только заявление, представленное в письменном виде. Помимо письменного требования опровержения кандидат должен предоставить сам текст опровержения, подписанный им или его поверенным, или же четко обозначить, какие именно сведения он требует опровергнуть. При этом текст опровержения не должен противоречить законодательству. И статья 44 ФЗ «О СМИ» приводит четкий перечень правил, по которым должно быть составлено опровержение. После этого, согласно закону «О СМИ», должна быть предоставлена публикация опровержения в следующем номере. Если были опубликованы порочащие, но соответствующие действительности сведения, то СМИ должно предоставить возможность опубликования ответа, комментария, реплики.
Однозначно признаются порочащими честь кандидата и деловую репутацию партии сведения, содержащие утверждения:
– о нарушении действующего законодательства
– о совершении нечестного поступка
– о неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни
– о недобросовестности при осуществлении производственно–хозяйственной и предпринимательской деятельности
– о нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.
Но даже если в материале содержатся не утверждения, а оценочные суждения, то кандидат имеет право на публикацию своего ответа в СМИ. Порочащие сведения также могут содержаться в агитационных материалах самого кандидата. В этом случае СМИ может направить такой материал на оценку в избирательную комиссию, так как агитационные материалы не должны содержать сведений, порочащих других кандидатов.
Как провести дебаты между кандидатами?
- Предвыборные дебаты могут быть публичным агитационным материалом либо сообщением, информирующем избирателей о предвыборном мероприятии самих кандидатов. Но в обоих случаях должен соблюдаться принцип равенства кандидатов при организации и освещении дебатов. Регламент же проведения дебатов должен быть установлен в письменной форме, согласован с избирательной комиссией и подписан кандидатами.
Если дебаты являются предвыборным мероприятием кандидатов, то в качестве их организаторов выступают сами кандидаты. Редакция же СМИ может оказывать им платные услуги в связи с организацией мероприятия, а не в связи с его освещением. Освещение мероприятия происходит для информирования избирателей (только бесплатно).
Если дебаты являются агитационным материалом кандидатов, то редакция получает оплату за предоставление печатной площади (эфирного времени), все кандидаты, принимающие участие в дебатах, платят поровну. Договор с кандидатами предусматривает, что они решили использовать печатную площадь (эфирное время) для совместного агитационного мероприятия. Если редакция СМИ оказывает кандидатам дополнительные услуги (аренда помещения, фотосъемка, грим, расшифровка стенограммы), она может получить за это дополнительную оплату. Фактически же предоставленная каждому из участников дебатов печатная площадь (эфирное время) должно быть равным.
Могут ли быть применены санкции к порталам, не зарегистрированных в качестве СМИ?
- Не зарегистрированные в качестве СМИ издания действительно оказываются в более благоприятном положении. Однако статья 61 пункт 4 Федерального закона "О выборах депутатов…» говорит о том, что любая организация, которая размещает информацию о кандидате, должна получать средства исключительно из избирательного фонда. Оказание безвозмездных услуг кандидатам запрещено. Проведя деньги по другим каналам, редакция будет оштрафована за оказание бесплатных услуг – финансирование избирательной компании вне средств избирательных фондов. Что делать в такой ситуации? Если не агитировать, а информировать, то и проблем никаких не будет. Необходимо составлять договор об оказании услуг кандидату.
Может ли портал предоставлять кандидату возможность бесплатно вести блог на страницах сайта?
- Спорный вопрос. Оказание бесплатных услуг кандидату в агитационный период – потенциальный риск. Скорее всего, на него закроют глаза. Но если привлекут к ответственности, аргументов будет немного.
Каков порядок публикации расценок на размещение агитматериалов?
- Бесплатно для кандидатов в предвыборный период лучше ничего не делать. Когда публикуем расценки, важно посмотреть, на что конкретно мы их опубликовали. Включена ли в расценки работа журналистов, монтажеров, операторов, корреспондентов? В договор необходимо добавлять жесткие требования к параметрам агитационных материалов. Если кандидат не в полной мере соблюдает требования и предоставляет сырой материал, СМИ вправе брать дополнительные средства за доработку. Если же доработка будет сделана безвозмездно и это будет доказано, то за это «доброе дело» СМИ может быть привлечено к уголовной ответственности. Однако многие СМИ не включили такую опцию в расценки, переданные избиркомам. В такой ситуации редакция оказывается перед выбором – либо пойти на бесплатное оказание услуг кандидату, либо заключить договор с кандидатом без предварительной публикации расценок. Между этими Сциллой и Харибдой будет сложно пройти. Расценки публикуются в любом периодическом издании не позднее 30 дней после объявления дня выборов. Не должно быть скидок и иных преференций партии или кандидату.
Что делать, в случае, если организация, желающая оказывать кандидатам платные услуги по изготовлению агитационных материалов не опубликовала расценки?
- На 30 сентября на сайте Центризбиркома сведения об оказании платных услуг были размещены всего одной организацией. Даже на сегодняшний день это сделали не все. Поэтому формально, нарушение безусловно, есть, но оно является массовым, так что не стоит беспокоится на этот счет.
Что делать, если партия высылает редакции свою форму договора и настаивает на ней?
- Нужно настаивать на форме договора, которая составлена в вашей редакции. Перевес в любом случае на вашей стороне. СМИ обязано предоставлять равные условия всем партиям. Если вы согласитесь на невыгодные для редакции условия, заключая договор с одной партией, то для других партий предложение должно быть аналогичным. Иначе у СМИ будут проблемы. Лучше сделать так: заключить первый договор по утвержденной редакцией форме с кем-то из лояльных кандидатов, затем заявить остальным кандидатам о том, что редакция готова заключать договор только по этой типовой форме. Далее можно просто прописать в протоколе, что клиенту была предоставлена типовая форма договора. В таком случае у партии, которая настаивает на своих условиях, два варианта – либо отказаться от соглашения, либо обратиться в суд с иском о понуждении заключения договора на условиях партии. Как правило, в таком случае суд выносит решение в пользу редакции. Не стоит идти у партий на поводу.
Как избежать рисков при публикации агитационных материалов?
- Требуйте заблаговременного предоставления материалов от кандидатов и партий. Лучше всего включить это условие в типовой договор. Идеальный срок – неделя. Если агитационные материалы будут предоставлены за это время, то вы успеете проанализировать их с точки зрения угрозы исков для СМИ. Если материал вызывает вопросы, его можно отправить в Роскомнадзор и прокуратуру. У вас даже еще будет время обратиться в суд с иском о расторжении договора с кандидатом и партией, в случае если агитматериал нарушает законодательство. Если же вы получили материалы накануне, по сути дела, любой ход ведет к нарушению. При непубликации материалов будут нарушены права кандидата, при распространении СМИ материалов с нарушениями законодательствами – редакция может быть виновной в злоупотреблении свободой массовой информации (статья 4 закона « О СМИ»).
В какой срок нужно предоставить отчетность об объемах предоставленной печатной площади или эфирного времени?
- Отчетность об объемах предоставленной печатной площади или эфирного времени – следующий этап для СМИ в отношения с избиркомами. Основной документ, регулирующий порядок отчетности – постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 12.05.2011 №10/95-6. Форму приложения можно найти в приложении 4 к указанному постановлению, там же имеется образец заполнения. Срок предоставления отчетности – 14 декабря. Срок хранения договоров с партиями и кандидатами, предоставленных в избирательную комиссию, составляет три года, то есть до 4 декабря 2014 года.
Правда ли, что до конца 2012 года редакция не вправе уволить журналиста, который участвовал в деятельности по информационному обеспечению выборов?
- Да, согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск СМИ, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на указанных лиц в соответствии с трудовым законодательством было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
Действительно, уволить журналиста в течение года после начала избирательной компании до конца 2013 года будет трудно. Журналист будет «неприкасаемым», что должно являться гарантией его независимости. Однако защищенный от трудовых санкций журналист может расслабиться и не в полной мере справляться со своими обязанностями. В первую очередь стоит утвердить четкий перечень лиц, участвующий в информационном освещении выборов. С этим документом необходимо ознакомить всех сотрудников и запретить им участвовать в данной работе, если в списке их нет.
В отношении редакции составляют протокол об административном правонарушении. Что делать?
- В данном случае лучше сразу проконсультироваться с юристом, действительно ли имел место факт административного правонарушения. В случае необходимости следует письменно просить отложить составление протокола и не торопиться представлять учредительные документы юридического лица и редакции СМИ. Если административное правонарушение действительно допущено, необходимо занять правовую позицию о том, кто несет ответственность за данное нарушение. В случае если в соответствии с учредительными документами редакции и обстоятельствами дела ответственность должен нести главный редактор СМИ, необходимо написать от его имени объяснения. И хотя штраф, накладываемый на главного редактора издания гораздо ниже, чем на юридическое лицо, в случае, если редакция не согласна с избиркомом, ей следует оспорить мнение избиркома в суде.
Что подпадает под понятие предвыборной агитации?
- Предвыборная агитация (п. 4 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности, указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с рассмотренными выше требованиями закона); описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
В отношении этих действий СМИ указано, что прямые призывы к голосованию за или против кандидатов признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а иные из перечисленных действий – в случае, если эти действия совершены с агитационной целью неоднократно.
Какие исключения бывают из этих правил?
- Вместе с тем чаще всего на практике не признаются агитационными журналистские материалы:
Интервью с гражданами, являющимися кандидатами (без обозначения статуса кандидата) по вопросам их профессиональной деятельности; интервью с вновь баллотирующимися депутатами по вопросам депутатской деятельности. Однако если это интервью носит характер отчета о проделанной работе, то может последовать обвинение такого депутата в использовании преимуществ должностного положения; авторские материалы – обзоры о выдвинутых кандидатах по тому или иному округу или по тем или иным выборам об избирательных объединениях (в одной публикации или серии публикаций в нескольких выпусках СМИ).
В чем различие между агитацией и информированием граждан о выборах?
- Опасаясь санкций, руководители СМИ вводят в своих изданиях внутреннюю цензуру и писать о политике становиться просто невозможно. Это не совсем верный путь. Посмотрите определение агитации и проанализируйте, насколько материал под него подпадает. Однако даже если редакция нарушила правило и призвала голосовать за федеральный список кандидатов или против него, это не является основанием для привлечения к ответственности. Это возможно лишь в случае, если будет доказано, что эти действия совершены редакцией с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, список, партию или против него (них). Кроме того, чаще всего лишь систематическое злоупотребление станет основанием для претензии.
Какие СМИ могут предоставлять место для публикации предвыборной агитации за плату?
- Редакция периодического печатного издания, желающая предоставлять место для публикации предвыборной агитации за плату, обязана в течение 30 дней со дня опубликования указа президента о назначении выборов опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты печатной площади в рублях. В избирательную комиссию должны быть представлены расценки на предвыборную агитацию и уведомление о готовности предоставить политическим партиям печатную площадь. Редакциям общероссийских СМИ документ нужно было направить в центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Редакциям региональных и муниципальных СМИ – в соответствующую избирательную комиссию субъекта РФ. Отметим, что это требование не распространяется на СМИ, учрежденные избирательными объединениями). Срок регистрации СМИ истек в конце сентября.
Какие ограничения на СМИ накладывает избирательная кампания?
- Во время избирательной кампании средствам массовой информации нельзя призывать голосовать за или против кандидатов, указывать, за какого кандидата будет голосовать избиратель. В частности, никто в эфире (статье) не должен предполагать, за кого будет голосовать он сам или кто-то другой. Исключение составляет распространение результатов социологических опросов. В частности, до 28 ноября разрешено публиковать результаты опроса общественного мнения, но строго при условии указании точной формулировки вопроса.
Также при обнародовании результатов опросов общественного мнения необходимо указывать:
1)точную формулировку вопроса;
2)лиц, заказавших проведение опроса и оплативших указанную публикацию.
3)организацию, проводившую опрос;
4)время проведения опроса;
5)метод сбора информации;
6)регион, где проводился опрос;
7)число опрошенных;
8)статистическую оценку возможной погрешности.
К опросам общественного мнения приравниваются иные исследования, связанные с выборами, включая размещение их результатов на интернет-сайте. Отсутствие любого из этих пунктов – основание для штрафа. Оспорить его в суде тоже едва ли удастся. При этом в качестве организации, которая проводит опрос, может быть указана редакция – нарушения в этом не будет. Если опрос проводится на сайте, в пункте «регион» можно указать «Российская Федерация». Как бы странно такая формулировка ни звучала, лучше использовать ее, чем получить штраф.
У телевизионщиков избирательная комиссия может запросить данные о проведенном опросе, итоги которого были озвучены в эфире. И если в предоставленном опросе и озвученной информации есть расхождения, это может стать основанием для штрафа. С 29 ноября результаты опросов предоставлять запрещено.
Какие сведения в отношении кандидатов могут стать нарушений в предвыборный период?
- Средствам массовой информации запрещено описывать последствия избрания кандидата и возможные последствия его дальнейшего «нахождения у власти». Также запрещено распространение какой-либо информации о внеслужебной деятельности, в том числе пристрастиях, семье, хобби, благотворительности кандидата.
Для СМИ небезопасно формировать положительное или отрицательное отношение избирателей к кандидату. В том числе в материале не должны фигурировать сведения о кандидате с положительными комментариями о его деятельности и негативными комментариями политики и реформ, проводимых в стране.
Есть ли ограничения в использовании изображения кандидатов в предвыборный период?
- Партия, выдвинувшая кандидата может совершенно безбоязненно использовать изображение кандидата из его агитационных материалов, из агитматериалов партии, изображение супругов, детей кандидата или же снимки, где кандидат снят на фоне толпы – в случае, если определить, кто находится рядом с ним, невозможно. В большинстве же случаев для использования в агитации изображения граждан, партии необходимо получить разрешение, в котором человек соглашается предоставить свое изображение. И передать этот документ СМИ, которое, в свою очередь, обязано по требованию избиркомов предоставить копию данного разрешения.
Какие ограничения на освещение политической тематики накладывает то, что СМИ не предоставило избиркому опубликованные расценки?
- Понятно, что такое СМИ не имеет права заниматься агитацией. Однако никаких особых ограничений на право СМИ информировать избирателей отсутствие регистрации не накладывает. Но надо отметить, что избиркомы гораздо более строго контролируют СМИ, которые не опубликовали расценки.
Что, если агитация содержится в комментариях пользователей под материалами?
- Посетители портала могут выразить призыв голосовать за того или иного кандидата или партию. Чтобы подстраховаться, лучше разместить в форме для отправки комментариев фразу «при размещении комментариев посетители портала гарантирует редакции соблюдение законов Российской Федерации, обязуются не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц». В целом, суды благосклонно относятся к подобной формулировке. А если при возникновении претензий, редакция сможет указать лицо, отправившее сообщение, то ответственность в этом случае на СМИ, скорее всего, возлагаться не будет.
Как редакции извлечь дополнительный доход от публикации агитационных материалов?
- Если редакция печатных СМИ хочет зарабатывать на вкладках и листовках, распространяемых вместе с газетой, то она должна четко разделять публикацию в самой газете и распространение листовок вместе с газетой. Листовки, распространяемые вместе с газетой, не должны иметь периодичности и постоянного названия, при этом их дизайн может быть похожим на дизайн газеты. Образцы листовок до их распространения нужно представить в избирком. Лучше, чтобы договор об изготовлении листовок и их распространении заключала не редакция, а другое юридическое лицо
Какая ответственность ждет СМИ за нарушение правил информационного обеспечения выборов?
- В отношении СМИ применяется несколько видов санкций. В частности, штрафы за нарушения в сфере информационного обеспечения выборов предусмотрены кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Наиболее распространенные из них – подпункты 5, 10, 12, и 13 статьи 5 КоАП.
– За нарушение порядка участия СМИ в информационном обеспечении выборов (Ст. 5.5 КоАП) – от 30 до 100 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 1 до 5 тысяч рублей (для должностных лиц)
– За проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах (Ст. 5.10 КоАП) – от 20 до 100 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 2 до 5 тысяч рублей (для должностных лиц)
– За изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах (Ст. 5.12 КоАП) – от 50 до 100 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 2 до 3 тысяч рублей (для должностных лиц).
– За непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (Ст. 5.13 КоАП) – от 10 до 30 тысяч рублей (для юридических лиц) и от 2 до 3 тысячи рублей (для должностных лиц).
Надо отметить, что в отношении СМИ может быть применен принцип множественности штрафов по КоАП, штрафовать за нарушения можно по отдельности. При таком подходе общая сумма штрафа может составить более миллиона.
Однако нарушение законодательства в ходе выборов грозит СМИ не только административной ответственностью, но и уголовной. Как известно, в Уголовном кодексе есть статья 141 “Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий”. Как говорит закон об обеспечении основных гарантий, право на проведение предварительной агитации – одно из избирательных прав граждан. Едва ли кого-то посадят по результатам освещения избирательной компании, однако исключать его из перечня потенциальных рисков не стоит.
Кроме того, у Роскомнадзора есть полномочия при неоднократном нарушении приостанавливать деятельность СМИ, что чревато огромными убытками для владельцев СМИ. В этом смысле первые симптомы от ведомства стоит обсуждать с юристами, чтобы не допустить применения этих санкций.
Не стоит исключать и судебные иски. В ряде случаев у кандидатов есть возможность преследовать СМИ в гражданско-правовом порядке, подавая иски о защите чести и достоинства, деловой репутации как юридических, так и физических должностных лиц. Как правило, это иски о взыскании убытков – например, СМИ не исполнило договор с кандидатом – и ему пришлось опубликовать предвыборную агитацию в другом СМИ, понеся убытки. В таком случае кандидат имеет возможность подать иск с требованием компенсировать разницу в цене.
Каков порядок опровержения в период выборов?
- В период избирательной кампании СМИ обязаны предоставлять кандидатам возможности для опровержения в полуавтоматическом режиме. Фактически обычные требования на период избирательной компании ужесточаются. В каком плане? Во-первых, ужесточается понятие того, что считается основанием для публикации опровержения. Если вне избирательной кампании мы опровергаем лишь сведения, которые являются порочащими и не соответствуют действительности, то в период предвыборной гонки кандидат может потребовать опровержения даже соответствующих действительности сведений, если они могут нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации героя. И СМИ при этом должны предоставить кандидату возможность для опровержения, право на ответ. Стоит отметить, что СМИ освобождается от ответственности, если порочащая информация содержатся в агитационных материалах другого кандидата.
Что делать, если кандидат заявил требование об опровержении?
- В первую очередь, необходимо понять, чем подтверждается факт обращения кандидата в редакцию с требованием об опровержении. Очень часто по этим вопросам разбирательство ведут пресс-секретари, помощники, но не сами кандидаты. Если же заявление поступило от самого кандидата, но в устной форме, то СМИ может не реагировать на него или реагировать так, как сочтет нужным. Юридически значимым является только заявление, представленное в письменном виде. Помимо письменного требования опровержения кандидат должен предоставить сам текст опровержения, подписанный им или его поверенным, или же четко обозначить, какие именно сведения он требует опровергнуть. При этом текст опровержения не должен противоречить законодательству. И статья 44 ФЗ «О СМИ» приводит четкий перечень правил, по которым должно быть составлено опровержение. После этого, согласно закону «О СМИ», должна быть предоставлена публикация опровержения в следующем номере. Если были опубликованы порочащие, но соответствующие действительности сведения, то СМИ должно предоставить возможность опубликования ответа, комментария, реплики.
Однозначно признаются порочащими честь кандидата и деловую репутацию партии сведения, содержащие утверждения:
– о нарушении действующего законодательства
– о совершении нечестного поступка
– о неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни
– о недобросовестности при осуществлении производственно–хозяйственной и предпринимательской деятельности
– о нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.
Но даже если в материале содержатся не утверждения, а оценочные суждения, то кандидат имеет право на публикацию своего ответа в СМИ. Порочащие сведения также могут содержаться в агитационных материалах самого кандидата. В этом случае СМИ может направить такой материал на оценку в избирательную комиссию, так как агитационные материалы не должны содержать сведений, порочащих других кандидатов.
Как провести дебаты между кандидатами?
- Предвыборные дебаты могут быть публичным агитационным материалом либо сообщением, информирующем избирателей о предвыборном мероприятии самих кандидатов. Но в обоих случаях должен соблюдаться принцип равенства кандидатов при организации и освещении дебатов. Регламент же проведения дебатов должен быть установлен в письменной форме, согласован с избирательной комиссией и подписан кандидатами.
Если дебаты являются предвыборным мероприятием кандидатов, то в качестве их организаторов выступают сами кандидаты. Редакция же СМИ может оказывать им платные услуги в связи с организацией мероприятия, а не в связи с его освещением. Освещение мероприятия происходит для информирования избирателей (только бесплатно).
Если дебаты являются агитационным материалом кандидатов, то редакция получает оплату за предоставление печатной площади (эфирного времени), все кандидаты, принимающие участие в дебатах, платят поровну. Договор с кандидатами предусматривает, что они решили использовать печатную площадь (эфирное время) для совместного агитационного мероприятия. Если редакция СМИ оказывает кандидатам дополнительные услуги (аренда помещения, фотосъемка, грим, расшифровка стенограммы), она может получить за это дополнительную оплату. Фактически же предоставленная каждому из участников дебатов печатная площадь (эфирное время) должно быть равным.
Могут ли быть применены санкции к порталам, не зарегистрированных в качестве СМИ?
- Не зарегистрированные в качестве СМИ издания действительно оказываются в более благоприятном положении. Однако статья 61 пункт 4 Федерального закона "О выборах депутатов…» говорит о том, что любая организация, которая размещает информацию о кандидате, должна получать средства исключительно из избирательного фонда. Оказание безвозмездных услуг кандидатам запрещено. Проведя деньги по другим каналам, редакция будет оштрафована за оказание бесплатных услуг – финансирование избирательной компании вне средств избирательных фондов. Что делать в такой ситуации? Если не агитировать, а информировать, то и проблем никаких не будет. Необходимо составлять договор об оказании услуг кандидату.
Может ли портал предоставлять кандидату возможность бесплатно вести блог на страницах сайта?
- Спорный вопрос. Оказание бесплатных услуг кандидату в агитационный период – потенциальный риск. Скорее всего, на него закроют глаза. Но если привлекут к ответственности, аргументов будет немного.
Каков порядок публикации расценок на размещение агитматериалов?
- Бесплатно для кандидатов в предвыборный период лучше ничего не делать. Когда публикуем расценки, важно посмотреть, на что конкретно мы их опубликовали. Включена ли в расценки работа журналистов, монтажеров, операторов, корреспондентов? В договор необходимо добавлять жесткие требования к параметрам агитационных материалов. Если кандидат не в полной мере соблюдает требования и предоставляет сырой материал, СМИ вправе брать дополнительные средства за доработку. Если же доработка будет сделана безвозмездно и это будет доказано, то за это «доброе дело» СМИ может быть привлечено к уголовной ответственности. Однако многие СМИ не включили такую опцию в расценки, переданные избиркомам. В такой ситуации редакция оказывается перед выбором – либо пойти на бесплатное оказание услуг кандидату, либо заключить договор с кандидатом без предварительной публикации расценок. Между этими Сциллой и Харибдой будет сложно пройти. Расценки публикуются в любом периодическом издании не позднее 30 дней после объявления дня выборов. Не должно быть скидок и иных преференций партии или кандидату.
Что делать, в случае, если организация, желающая оказывать кандидатам платные услуги по изготовлению агитационных материалов не опубликовала расценки?
- На 30 сентября на сайте Центризбиркома сведения об оказании платных услуг были размещены всего одной организацией. Даже на сегодняшний день это сделали не все. Поэтому формально, нарушение безусловно, есть, но оно является массовым, так что не стоит беспокоится на этот счет.
Что делать, если партия высылает редакции свою форму договора и настаивает на ней?
- Нужно настаивать на форме договора, которая составлена в вашей редакции. Перевес в любом случае на вашей стороне. СМИ обязано предоставлять равные условия всем партиям. Если вы согласитесь на невыгодные для редакции условия, заключая договор с одной партией, то для других партий предложение должно быть аналогичным. Иначе у СМИ будут проблемы. Лучше сделать так: заключить первый договор по утвержденной редакцией форме с кем-то из лояльных кандидатов, затем заявить остальным кандидатам о том, что редакция готова заключать договор только по этой типовой форме. Далее можно просто прописать в протоколе, что клиенту была предоставлена типовая форма договора. В таком случае у партии, которая настаивает на своих условиях, два варианта – либо отказаться от соглашения, либо обратиться в суд с иском о понуждении заключения договора на условиях партии. Как правило, в таком случае суд выносит решение в пользу редакции. Не стоит идти у партий на поводу.
Как избежать рисков при публикации агитационных материалов?
- Требуйте заблаговременного предоставления материалов от кандидатов и партий. Лучше всего включить это условие в типовой договор. Идеальный срок – неделя. Если агитационные материалы будут предоставлены за это время, то вы успеете проанализировать их с точки зрения угрозы исков для СМИ. Если материал вызывает вопросы, его можно отправить в Роскомнадзор и прокуратуру. У вас даже еще будет время обратиться в суд с иском о расторжении договора с кандидатом и партией, в случае если агитматериал нарушает законодательство. Если же вы получили материалы накануне, по сути дела, любой ход ведет к нарушению. При непубликации материалов будут нарушены права кандидата, при распространении СМИ материалов с нарушениями законодательствами – редакция может быть виновной в злоупотреблении свободой массовой информации (статья 4 закона « О СМИ»).
В какой срок нужно предоставить отчетность об объемах предоставленной печатной площади или эфирного времени?
- Отчетность об объемах предоставленной печатной площади или эфирного времени – следующий этап для СМИ в отношения с избиркомами. Основной документ, регулирующий порядок отчетности – постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 12.05.2011 №10/95-6. Форму приложения можно найти в приложении 4 к указанному постановлению, там же имеется образец заполнения. Срок предоставления отчетности – 14 декабря. Срок хранения договоров с партиями и кандидатами, предоставленных в избирательную комиссию, составляет три года, то есть до 4 декабря 2014 года.
Правда ли, что до конца 2012 года редакция не вправе уволить журналиста, который участвовал в деятельности по информационному обеспечению выборов?
- Да, согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск СМИ, участвующие (участвовавшие) в деятельности по информационному обеспечению выборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах, по инициативе работодателя не могут быть уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период проведения избирательной кампании и в течение одного года после ее окончания, за исключением случая, когда на указанных лиц в соответствии с трудовым законодательством было наложено взыскание, не оспоренное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке законным и обоснованным.
Действительно, уволить журналиста в течение года после начала избирательной компании до конца 2013 года будет трудно. Журналист будет «неприкасаемым», что должно являться гарантией его независимости. Однако защищенный от трудовых санкций журналист может расслабиться и не в полной мере справляться со своими обязанностями. В первую очередь стоит утвердить четкий перечень лиц, участвующий в информационном освещении выборов. С этим документом необходимо ознакомить всех сотрудников и запретить им участвовать в данной работе, если в списке их нет.
В отношении редакции составляют протокол об административном правонарушении. Что делать?
- В данном случае лучше сразу проконсультироваться с юристом, действительно ли имел место факт административного правонарушения. В случае необходимости следует письменно просить отложить составление протокола и не торопиться представлять учредительные документы юридического лица и редакции СМИ. Если административное правонарушение действительно допущено, необходимо занять правовую позицию о том, кто несет ответственность за данное нарушение. В случае если в соответствии с учредительными документами редакции и обстоятельствами дела ответственность должен нести главный редактор СМИ, необходимо написать от его имени объяснения. И хотя штраф, накладываемый на главного редактора издания гораздо ниже, чем на юридическое лицо, в случае, если редакция не согласна с избиркомом, ей следует оспорить мнение избиркома в суде.
Памятка для сотрудников СМИ по освещению деятельность депутатов в период предвыборной агитации.
Алиса Кустикова, Дарья Фазлетдинова
Комментариев нет:
Отправить комментарий